На днях я проводила плановый мониторинг среди своих коллег-конкурентов, на предмет условий разработки презентации. И столкнулась с проблемой, которая меня озадачила и даже немного огорчила.

Обращаясь в студии дизайна с задачей сделать презентацию, клиент нередко сталкивается с проблемой оценки стоимости работ. Большинство студий никогда не говорят прямо, сколько у них стоит разработка, а начинают уводить клиента в дебри: «Вот сейчас мы вам нарисуем концепции, это будет стоить «100 рублей», потом если вы выберите что-то из того что мы нарисовали, мы будем полностью верстать весь макет и это будет еще по «50 рублей» за каждую страницу. А если вам и фотки надо обработать это еще + «20 рублей» за фото, и тексты если нужно дописать, то еще доплата». И вот как вам разобраться, а сколько нужно разработать страниц? А что с фото? А нужно ли дописывать или переписывать тексты? А что если я не заплачу за обработку фото, то моя презентация будет выглядеть ужасно? И вы начинаете платить за какие-то работы, которые очень невнятно и субъективно выглядят. На мой взгляд, это говорит о том, что студию не заботит конечный результат их работы. Они гонятся за количеством разработанных страниц. Главное, чтоб клиент платил и платил как можно больше.

Но давайте разберемся, а сколько же должна стоить хорошая презентация и как она должна выглядеть?

Сколько вешать в гаммах?

Хорошо если вы примерно знаете сколько страниц должно быть в вашей презентации. Обычно это определяется количеством материала который вы предоставляете студии дизайна. Но лучше всего определить количество страниц поможет четкий постраничный план. Это скелет вашей будущей презентации. В нашей студии мы делаем такой прототип, но вы сами тоже можете его сделать, так как именно вы лучше всего знаете ваш продукт. Опираясь на наш опыт мы выделили три типа презентаций:

Одностраничная презентация – что-то вроде листовки, но формата А4. В основном подходит для краткого описания продукта/компании, основных преимуществ, а также содержит эффектный имидж и блок с контактами. Как правило такие презентации не содержат обложку, я бы назвала ее промо страницей.

Презентация до 12 полос  – это полноценный макет, с обложкой и описанием вашего продукта/услуги,  преимуществ, особенностей, списка клиентов и т.д. Это самое распространенное количество страниц, в котором умещается вся необходимая информация и которую чаще всего заказывают.

Презентация до 20 полос  – это расширенный макет, подходит для описания очень сложных продуктов/услуг, как правило содержит таблицы с описанием свойств. Чаще всего в таких презентациях размещают много текста.

Будете ли вы печатать?

В хорошей студии вам никогда не зададут такой вопрос. Это уже считается дурным тоном. Если речь идет о создании качественной презентации, то она по умолчанию делается для печати, и отдельно сохраняется макет для web. В таких презентациях качество фотоматериала отслеживается особенно тщательно, вы никогда в них не увидите гугл картинки или еще чего похуже.

Важно знать, чтобы презентацию напечатать со сборкой на скрепку (смотрите фото ниже), количество полос должно быть кратно 4. Именно поэтому, мы разработали форматы 1, 12 и 20 полос. Чтобы не думать о том получится ли распечатать макет или нет. И что делать если страниц не хватает.

Вывод: в хорошей студии результатом работы будут 2 макета: pdf для печати и облегченный pdf для отправки по почте. Без дополнительной оплаты за сохранение макета для веб.

Кто отвечает за тексты?

За тексты, которые будут размещены в презентации, отвечают и клиент и студия. Во-первых, клиент обязан предоставить исходный материал по проекту. А студия из этого текста должна выцепить основные моменты, грамотно дописать текст, сделать яркие заголовки, и конечно же вычитать на предмет ошибок. Почему? Потому что это наша работа. Клиент не редактор и не копирайтер, клиент может предоставить весть текст который у него есть, а мы уже должны обработать этот материал и оставить самое важное.

А вам картинки обрабатывать?

После такого вопроса, хочется спросить: «А как иначе то?». Давайте разберемся из чего состоит слайд. Стандартный внутренний слайд презентации состоит из заголовка, небольшого текста, блока с контактами, возможно инфографики и конечно же фотографии. Мы уже знаем что за верстку 1 страницы мы платим наши условные «50 рублей». Если фото обрабатываться за отдельные «20 рублей», тексты дописываются еще за «20 рублей», про инфографику вообще молчу, то что остается? За что мы платим «50 рублей»? Видимо за то, что называется в простонародье copy/paste. Но это уже совсем другая услуга, с которой может справиться и секретарша со поверхностным знанием Adobe.  В итоге получается, что страница уже стоит не вовсе не 50 рублей, а 90.

У нашей студии такая политика – все фото которые мы используем в макете высокого качества!

Нужна ли концепция?

Давайте пару слов про концепцию. Если вы пришли в студию и заказали разработку концепции это один разговор. Но мы тут обсуждаем разработку презентации. В таком случае разработка концепции как бы сама собой разумеется. И разрабатывается она на основании полученных данных от клиента и хорошо составленном  ТЗ. Но если вспомнить в начале этой статьи, разработка концепта стоит «100 рублей». Предположим у нас будет 10 страниц, значит разработка концепта одной страницы стоит «10 рублей», прибавим к этому стоимость страницы «90 рублей» и получаем, что стоимость верстки одной страницы вышло в 2 раза дороже чем вам назвали изначально. Получается, что вы вдвойне заплатили за макет. Вот такая вот грустная арифметика у нас с вами выходит.

В этой статье я описала общие моменты, которые бросились в глаза. Ответ на вопрос, что делать в такой ситуации, очевиден. Лучше всего проигнорировать такое грабительское предложение студий даже с очень хорошим портфолио.  И искать студию где все этапы работ прозрачны и вы знаете за что платите и что в итоге получите.